Служба психолого-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ и детей - инвалидов в МАДОУ ЦРР-Детский сад «Планета детства»
Служба психолого-педагогического сопровождения МАДОУ ЦРР - Детский сад "Планета детства" представляет систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Специалисты службы обеспечивают психологическое здоровье детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и детей инвалидов и реализуют их права на полноценное и свободное развитие.
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МАДОУ ЦРР - Детский сад "Планета детства" (ППк)
Наличие работающих специалистов службы психолого-педагогического сопровождения:
педагог-психолог -1 (количество ставок- 1)
учитель-логопед - 1 (количество ставок- 1)
учитель-дефектолог - 1 (количество ставок- 1)
инструктор по физической культуре - 1 (количество ставок- 1)
педагог дополнительного образования по изодеятельности -1 (количество ставок- 1, 5)
К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с:
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МАДОУ ЦРР - Детский сад "Планета детства" (ППк)
Наличие работающих специалистов службы психолого-педагогического сопровождения:
педагог-психолог -1 (количество ставок- 1)
учитель-логопед - 1 (количество ставок- 1)
учитель-дефектолог - 1 (количество ставок- 1)
инструктор по физической культуре - 1 (количество ставок- 1)
педагог дополнительного образования по изодеятельности -1 (количество ставок- 1, 5)
К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с:
- замедленным и ограниченным восприятием;
- недостатком развития моторики;
- недостатками речевого, сенсорного развития;
- недостатком развития мыслительной деятельности;
- недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательная активность;
- пробелами в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
- недостатком в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением)
Дети-инвалиды
К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
Цель психолого-педагогического сопровождения
создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
Цель психолого-педагогического сопровождения
создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК);
- возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
В основе психолого-педагогического сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в МАДОУ ЦРР детей с ОВЗ и детей-инвалидов являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих МАДОУ ЦРР-Детский сад «Планета детства»
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих МАДОУ ЦРР-Детский сад «Планета детства»
- Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
- Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
- Оформление согласия родителей на психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей –инвалидов
- Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ТПМПК консилиумом ДОУ, в который входят заместитель заведующего, педагог-психолог, учитель-логопед и воспитатели коррекционной группы
- Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
- Реализация индивидуального образовательного маршрута
- Проведение промежуточной и итоговой диагностики, анализ полученных результатов
- Консультирование родителей
На основе заключения и рекомендации ТПМПК, индивидуальной программы реабилитации детей с ОВЗ и детей инвалидов (ИПРА) разработанного индивидуального образовательного маршрута (ИОМ ) разрабатывается и составляется адаптированная образовательная программа. Основанием для разработки адаптированной образовательной программы является заключение ТПМПК с рекомендациями, выданными в установленном порядке и письменное заявление родителей (законных представителей) об обучении ребенка по адаптированной программе. После работа направлена на - создание специальных условий образования: адаптированная безбарьерная (доступная) среда, средства обучения и воспитания с учетом структуры нарушений воспитанников данной категории. Специалисты службы осуществляют реализацию ИОМ и ведут наблюдение за развитием детей с ОВЗ и детей инвалидов . При осуществлении плановой работы, координированной деятельности всех специалистов службы оценивается результативность коррекционной работы.
Индивидуально-образовательный маршрут - это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в МАДОУ ЦРР-Детский сад «Планета детства» специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Задачи маршрута сопровождения
Индивидуально-образовательный маршрут - это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в МАДОУ ЦРР-Детский сад «Планета детства» специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Задачи маршрута сопровождения
- развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических, психологических и интеллектуальных возможностей)
- осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
- проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
- подготовка к школьному обучению
- оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка
Комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута
- Возраст ребенка
- Состояние здоровья
- Уровень готовности к усвоения ООП или АОП
- Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам
- Профессионализм специалистов образовательного учреждения
- Возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома
- Возможность материально-технической базы ОУ
- Особенности интересов и потребностей ребенка в достижении необходимого образовательного результата
Принципы работы с детьми с ОВЗ в МАДОУ ЦРР-Детский сад «Планета детства»
- Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
- Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
- Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
- Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
Примерный перечень документации педагога, ведущего занятия с ребенком-инвалидом и ребенком с ОВЗ
1. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
2. Индивидуальная коррекционная программа для ребенка- инвалида или образовательный маршрут.
3. Планирование занятий на месяц (по неделям).
4. Анализ диагностических исследований развития ребенка за учебный год
5. По итогам работы проводится анализ работы с указанием реализации задач, при наличии отрицательных результатов указываются причины, ставятся задачи психолого-педагогического сопровождения на следующий год.
Карта развития ребенка с ОВЗ
1. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
2. Индивидуальная коррекционная программа для ребенка- инвалида или образовательный маршрут.
3. Планирование занятий на месяц (по неделям).
4. Анализ диагностических исследований развития ребенка за учебный год
5. По итогам работы проводится анализ работы с указанием реализации задач, при наличии отрицательных результатов указываются причины, ставятся задачи психолого-педагогического сопровождения на следующий год.
Карта развития ребенка с ОВЗ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ МАДОУ ЦРР-ДЕТСКИЙ САД «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
Участники психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ | Цель деятельности |
Педагог-психолог | Развитие и коррекция ВПФ, познавательной и эмоционально-волевой и личностной сферы |
Учитель-логопед | Развитие и коррекция речевых процессов, коррекция звукопроизношения, нормализации функций артикуляционного аппарата |
Музыкальный руководитель | Организация музыкального развития детей с учетом психических особенностей |
Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности | Содействие общему художественно-эстетическому развитию детей с учетом психических особенностей и возможностей |
Инструктор по физической культуре | Физическое развитие детей с учетом психофизических особенностей и возможностей |
Воспитатели | Развитие продуктивных видов деятельности, организация коррекционно-воспитательной работы |